Ахтунг, граждане!
Вы пишете фанфик для собственного увеселения, но выставляете его уже для читательского... увы, не всегда увеселения. Досадно, когда чаша весов с фантастикой взвивается в поднебесье, а перевешивает чаша с банальностью, наивом и нелепицей. Фэнтези – литература о паранормальных явлениях, однако же не будем слишком воспарять от реальности в неправдоподобные выси. Я не буду давать абстрактных советов типа «конец фанфика должен быть непредсказуемым», а привлеку внимание ко всем маленьким недочетам, которые портят впечатление от фанфика, и расскажу, как избежать их. Граждане, будьте бдительны! Не повторяйте этих ошибок!

МАГИЯ. Не забываем о четырех исключениях из закона о трансфигурации Гампа: нельзя наколдовать еду, одежду и деньги. А то жизнь колдунов была бы слишком легкой. Не стоит писать: «наколдовал из воздуха поднос с лимонными дольками/флакончик с любрикантом/пачку сигарет». К сему уместна цитата из «Волшебника Земноморья»: «Ты можешь наколдовать еду, съесть, почувствовать ее вкус, но на самом деле это будет всего лишь иллюзия, и ты фактически ничего не съешь».
Поскольку самый популярный герой у нас Снейп, то посвятим несколько строк зельям.
Противозачаточное зелье – а из чего он, кстати, его варит? Избегаем упоминания контрацептивных зелий. Можно сварить разве что яд и попытаться им вытравить плод.
Амортенция просто так не подействует – скажем, «Снейп сварил амортенцию, а ее случайно выпили Гарри и Драко и влюбились друг в друга» – Так не бывает. Нужно заговорить зелье на приворожение к себе, и тогда уже подливать избраннику.
Оборотное зелье – запомните: если выпить ОЗ с волосом мертвеца, то превратишься в труп. Поэтому Барти и прятал Аластора Грюма живьем – превращаются только в живых людей. Не пишите, что некто превратился в убиенного и занял его место (с целью, например, шпионажа), или что некто превратил проститутку в давно почившую пассию. И еще запомните, что трансформация – процесс очень болезненный. Болит всё. Поэтому не пишите эпизодов вроде: «Гарри превратился в Драко, забыл на ночь выпить ОЗ, с утра проснулся и обнаружил, что во сне превратился в себя». Нельзя во сне превратиться. Вскочишь и завопишь от боли. ОЗ варится целый месяц и его не проходят на зельеварении.
Уроки магии. В Хогвартсе изучают не только зельеварение. Да-да, есть у них и другие предметы, а то по фанфикам может показаться, что они одно зельеварение изучают! Понятно, легче всего написать именно этот урок, чего уж проще – «берите ингредиенты и варите зелье». Но: не добавить ли нам оригинальности в фик, не описать ли еще какой-нибудь урок – кроме зелий?
Империо – по фикам нашего народонаселения можно подумать, что это либидозный сглаз, настолько часто применениеугроза применения Империо помогает герою затащить пассию в постель. А ведь Империо – самое интересное заклинание: можно поглумиться над объектом, чтоб ему потом стыдно было, можно приказать самоубиться, можно заставить работать...
Круцио – среднестатистический фикрайтер себе не представляет, что это такое. Пишут: «Он любил боль. Он улыбалсясмеялсяникогда не кричал под Круциатусом». Вспомните родителей Невилла, они от боли с ума сошли.
Новые заклинания. Встречаются фанфики, в которых Поттера наделяют сверхъестественными способностями – вызов огненного смерча, духа тьмы, остановка времени, управление стихиями, и т.д. Автор такого шедевра претендует на репутацию крутого фантаста, но некоторые читатели могут завозмущаться, что подобные приемы магии не есть канон. Придумывание новых заклинаний хорошо оживляет текст, но имхо огненные смерчи и т.д. относятся к компетенции старых, матерых магов (Дамблдор, Вольдеморт), а не малолеток, по одной простой причине: чтоб такое делать, нужно долго-долго учиться, и не в Хогвартсе. Вспомните, как Поттер несколько месяцев, с помощью Флитвика и Герми, разучивал несчастное Акцио.
Анимагия. Нельзя научиться анимагии по книжкам! А «самоучитель серпентарго» – это из серии «словарь охотнико-собачий, корово-пастухачий». Не приписывайте без толку анимагию тем, кто в каноне не обладает таким талантом (обычно героев делают анимагами ради пэйринга – поразить воображение пассии).
Патронус. Частенько авторы придумывают герою патронуса с уклоном в пэйринг. Самое счастливое воспоминание Снейпа – секс с Гарри, поэтому его патронус – Гарри. Ребята, это неостроумно. Патронус – не просто образ любовника или любимое животное. Это защитник. Было бы логично, если б герой выпускал патронуса в виде того, к кому он обращается за помощью, гарантированно получая ее. (Например, патронус Сириуса Блэка – Дамблдор.) Один автор написал фик, где патронусом Аластора Грюма был сам Аластор Грюм. Люди, не следуйте примеру этого автора!
Аппарация. Аппарировать можно только туда, где ты уже был. Или (если герой окклюмент) взяв у кого-нибудь аппарационные координаты. В домах уважающих себя магов висят антивандальные заклинания – т.е. аппарировать туда могут только хозяева.
Для аппарации не нужны заклинания. Это беспалочковая магия.
Артефакты. Не надо писать, что у каждого чистокровного мага завалялась под кроватью парочка думоотводов. Хроноворот, думоотвод, мантия-невидимка – редкие артефакты, они казенные и иногда выдаются аврорам по служебной необходимости. В частной собственности и легальной продаже их нет. Хватит каждому магу по волшебной палочке.
Лучше не пишите, кто кому что подарил на праздник – такой эпизод не несет особой смысловой нагрузки. Если же вы все-таки решили описывать подарки – не высасывайте из пальца волшебные фишки, обычно это не удается.

ЭПОХА И СТРАНА. Давайте не забывать, что дело происходит в Англии в конце 20 века. Очень стильно выглядит фик, в котором герои ходят под Биг-Беном, читают «Таймс», смотрят с моста на Темзу, говорят о королеве – но мне только один такой попался. Частенько читаешь в фанфиках – «родители женили Люциуса по принуждению» (полный Мольер!) и замки, кареты (а это уже Шарль Перро). В фиках про чистокровных магов встречается матримониальный анахронизм – все эти помолвки с младенчества, женитьбы по родительскому принуждению. Ребята, это 18 век.
Имхо: взялся писать про англичан – изволь подчеркнуть, что они англичане, а не славянские поддатые разгильдяи, разбрасывающие вокруг себя мусор. Особенно это касается юмора: никаких славянских штучек (русских песен, новогодних пьянок, КВНа, воспоминаний о советском ретро и т.д.), это не смешно! Помним: Уизли ездил на «Форде», Сириус Блэк – на байке, есть у магов и поезд, и автобус, радио у них тоже есть, и водопровод, а не акведук, – так что не по такой уж старинке они живут. Фанфик о попадании мага в маглятник не должен уподобляться американским комедиям о тяжелой жизни туземца в цивилизованном городе. (Справедливости ради скажу, что иногда маги из фанфиков пользуются мобильниками и кредитками, но эти блага цивилизации вручаются в основном Драко.) И запомним: у Вольдеморта нет замка! Он бастард, грязнокровка из магляцкого детдома, единственная его жилплощадь – деревенский дом Риддлов с видом на кладбище, который никак на замок не потянет.
Особо отмечу фанфики из серии «Хогвартс на выезде». Если герои путешествуют в Париж (Рим, Берлин, Каир, Бухарест), не лишним будет упомянуть хоть одну улицу/известное здание этого города + пару-тройку фраз на местном языке. Приписывание герою знания какого-нибудь языка обязательно должно быть подтверждено фразами на этом языке. И не просто bonjour и je t’ame (guten Morgen и ich liebe dich), это все знают, а что-нибудь более содержательное. Не знаете – не вывозите героев за пределы родного населенного пункта и не приписывайте знание языков.

СЕКС, НАРКОТИКИ И РОК-Н-РОЛЛ – единственные признаки современности на фоне карет и замков. Примитивно выглядят фики, где школьники курят травку, а Жрецы смерти устраивают бухаловки. Так что воздержитесь. Понятно – легче и проще всего написать про бухаловку Жрецов смерти, но это уже двести пятьдесят раз было. Запомните: от алкоголизма (тем более – наркомании) герой моментально растеряет магические навыки. Не сможет пользоваться врожденными магическими способностями. Магия – это не просто слово выучил и сказал в подходящий момент. Это еще и большой труд (1% таланта и 99% труда). Поэтому колдовать по пьяни нереально, да и во время секса не получится, когда все мысли внизу. Это не значит, что магом быть = не пить, не курить и не спать с мужиками. Можно, конечно, но многое может помешать колдовать. Болезнь, усталость, опьянение, нервы – не сбрасывайте со счетов эти факторы!

Фанфики пишутся преимущественно ради пэйринга. Фиков, написанных ради магии и приключений, – ничтожно малое количество. А иногда бывает и такой казус: сюжет – себе, а пэйринг – себе, проводить бы его из фанфика – и сюжет ничего не потеряет, ибо слэшный пэйринг сюда вписан токмо для привлечения читательского внимания. «Фикрайтерам интереснее писать о чувствах, чем о событиях» (С) Saint-Olga.
«НЦ – это долг героя перед читателями» (С) Эльвира.
О том и поговорим.
Изнасилование – прием, благополучно перекочевавший из переводных фиков в русскоязычные. Выглядит как признак полного отсутствия фантазии у автора. Сколько можно переписывать из фанфика в фанфик, как злюки-Жрецы смерти поймали бедняжку Поттера и отлюбили в уши, в нос? Ребята, они у вас маги или зэки в зоне? Обычно изнасилование (даже групповое) описывается без попораздирающих подробностей-правдоподобностей, в связи с чем история иногда заканчивается примирением – совет да любовь.
Инцест в фанфике выглядит притянутым за уши. Обычно пишется в контексте изнасилования или спонтанного соблазнения, после чего герой начинает паниковать: «Ах, это неправильно, ты же мой брат!» Реже встречается инцестуальное UST. Как правило, если вы видите в шапке фанфика предупреждение об инцесте, то вас ожидает PWP. Пишется с целью эпатировать читателя, хотя на мой взгляд инцест – это уже давно не шокирует, ибо Малфойцестом/Уизлицестом никого не удивишь. Для тех, кто пишет Сириус/Белла или Сириус/Нарцисса – разочарую: это не инцест. На двоюродной сестре даже жениться можно.
Магическая альтернатива онанизму. Пассия воротит нос от героя, и обделенный вниманием страдалец трансфигурирует боггарта. Или – вариант с оборотным зельем: пассия от одного нос воротит, а другого привечает, и обделенному страдальцу приходит на ум прийти к пассии в облике счастливца. Первый способ требует высокой квалификации от мага. Второй – унизительно морально и больно физически (превращаться – это не боль, а БОЛЬ): стоит ли одна ночь таких мучений? Вариант для жалеющих себя граждан: превратить проститутку в пассию. А от автора использование этих банальностей требует такой же высокой квалификации, как от мага, трансфигурирующего боггарта – превратите-ка тривиальные эпизоды в оригинальные.

ООС ради пэйринга. Любой пэйринг имеет право на существование, главное – не обООСить при этом героя. Сюда относятся: превращение героя в хогвартскую подстилку, секс-бомба Герми-Сью, Вольдеморт, под воздействием какого-либо зелья/комплекса заклинаний/уничтожения крестражей преображающийся в кросаффчега Тома Риддла и покоряющий юные сердца. ОбООСение героя зачастую происходит, когда необходимо притянуть за уши несовместимых героев в пэйринг: любовники находятся под воздействием какого-либо заклинания, по ошибке наглотались приворотного зелья, некто узрел совокупляющуюся пару и решил присоединиться. Нередко в незамутненный интеллектом мозг фикрайтера приходит мысль о ритуале, обязательным компонентом коего является секс. Для спасения мира Гарри срочно должен заняться со Снейпом сами-знаете-чем. Опять же – признак полного отсутствия фантазии у автора. Неспособность выдумать биографические обстоятельства, при которых героев свела судьба-злодейка. Не принуждайте героя к слэшу в анимагической форме: животные, знаете, предпочитают традиционную позу.
Так же и флафф – африканская страсть: как легко и без забот обООСить героя.
Everyone is Gay – как превратить Хогвартс в гей-клуб. В чем недостаток такого мультипэйринга? Все сразу не могут одновременно воспылать африканской страстью. Они могут просто спать друг с другом по очереди, относясь к сексу так же спокойно, как к совместному распитию пива. А так неинтересно, нужно же изобразить страдания. Большинство слэшеров никогда не видели в реале гомиков и понятия не имеют, о чем пишут. Сие глаголит отнюдь не антислэшер. «На безфанфичье и снарри фанфик» (С) Плакса Миртл. Только в жизни бы такого любвеобильного учителя выгнали с работы, а если б у сиротки Гарри были родственники – то и посадили бы.
«Бесконечны две вещи – Вселенная и людская глупость» (С) Бернард Шоу. Список фикрайтерской глупости бесконечен, вплоть до «вышел закон, обязывающий всех холостых магов срочно жениться на грязнокровках». Сюда же относится министр магии, венчающий новобрачных.

ООС, не привязанное к пэйрингу. Роулинговские характеры изображены общо: одна-две основных черты. В связи с чем их можно и нужно развивать и дополнять, что виртуозно сделали, например, Цыца («Фенрир») и Fly («Сублимация») – имхо, эти два шедевра обязаны знать абсолютно все. Корень зла в том, что к шаблону характера, данному Ро, никаким боком не лепится ваш сюжет. Вы понимаете, что в контексте придуманных вами событий поведение героя – тотальное ООС. Что делать? Выбрать другую марионетку на эту роль. События оставляем, героя меняем. Может сработать, особенно если другая марионетка – редкий, не популярный перс.
ООС – когда герой слишком слаб и чересчур интравертирован. ООС – когда герой слишком крут (даже в диалогах – всех обламывает). ООС – чрезмерная вульгарность родовитого колдуна – ему вроде как благовоспитанным чистоплюем быть полагается, а не клоном зэка дяди Коли из соседнего подъезда. Иногда бывает и наоборот: необразованный перс вроде Фенрира начинает изъясняться, аки профессор.
Эпитеты, описывающие черты характера или внешность героя («надменный», «красивый»), сами по себе не впечатляют. Лучше их совсем избегать. Не посвящайте целый абзац описаниям. Не пишите сцену мытья в душе токмо для восхищения красотой героя. Не описывайте характер, не декларируйте, что «он был надменным», а покажите это поведением героя. Например, если вы используете в описании юного Сириуса Блэка слова «балбес» и «проделки», придумайте эти проделки, а то не верится на слово. Если у вас Люциус пьет и матерится, как сапожник, то предварительному описанию «холеного высокомерного аристократа» грош цена. Также и с внешностью – в тексте, штрихами, и лучше через эмоции другого персонажа. Это я всё о том же, что любое ваше утверждение должно быть аргументированным. Не будьте голословными.
В диалоге герой не должен говорить гадости про самого себя. Например, Снейп не должен говорить Гарри: «Не может быть, чтобы ты хотел своего мрачного, злобного, старого, страшного и т.п. профессора зельеварения».
Даже если вы показываете героя самым крутым, все-равно он должен пару раз облажаться, чтоб вас не упрекнули в идеализации.
Леонардо Да Винчи предупреждал, что художник, рисуя людей, должен стараться, чтоб нарисованные им люди не были похожими на него самого.

МАГЛЯЦКОЕ ИСКУССТВО. Секс и наркотики рассмотрели. Что же касается рок-н-ролла:
Стихи – обычно прилеплены в фанфик, как жвачка к штанам, отцепить бы, да никак. Если текст перемежается строчками типа “Love me tonight, I wanna you to be with me”, то читателю восхищаться нечем, а вот раздражаться – есть на что. На фанфик, абзацы которого перемежаются цитатами из песни, вдохновившей автора на создание данного шедевра. Обычно эту песню знают «полтора землекопа» и ее текст никакого отношения к сюжету фанфика не имеет. Фанфик – не лучший полигон для пиара любимой группы.
Если стихи введены в фанфик в виде песни, спетой героем, опять же бдите: соответствует ли описываемым событиям, помогает ли раскрыть характер героя? Не будем же расклеивать жвачки.
То же самое относится к приписыванию героям умения играть на музыкальных инструментах. Не стоит усаживать Снейпика за пианинко, мотивируя это тем, что Гарри услышал его виртуозное бренчание и моментально влюбился. Такой эпизод – притянут за уши.
Аналогично и пристрастие к эпиграфам: некоторые авторы приклеивают по мудрому изречению в начало каждой главы, причем изречения звучат так общо, что подойдут к любому тексту. Более стильно будет – вложить эти же афоризмы в уста героев при написании диалога. «Не прелюбоцитатствуй». (С) Станислав Ежи Лец

ЮМОР. Герои могут слушать магляцкую музыку, читать магляцкую книжку, смотреть магляцкий фильм, ничего предосудительного в этом нет. Но помните: герои, читающие фанфиксмотрящие магляцкий фильм о самих себе – признак весьма примитивного понимания автором юмора. Прискорбен тот факт, что обычно под юмором подразумевается очередная бухаловка или курение травки. Либо же юмором позиционируется инфантильный наивняк а-ля «ему заплели косички и накрасили розовой помадой», «Рон облил Драко зельем Невилла, и у Драко стали волосы зеленые», «кто на хвост Фенриру консервные банки привязал?». Девочки, это как школьный КВН с обязательным переодеванием пацана в юбчонку. Это уже давно не смешно, ибо этим никого не удивишь. Также юмором позиционируют фики о сводничестве или (у слэшеров) о чрезмерно быстром соблазнении. Лирическое писать легко, а комическое – очень трудно. Есть риск впасть либо в наив, либо в грубость.

СМЕРТЬ ГЕРОЯ. Не пишите Вольдеморта самодуром, авадящим Жрецов направо и налево. Он, конечно, на расправу скорый, но такими методами (стрелять по своим без повода?) у него адептов не останется. Давайте не будем забывать, что Жрецы смерти служат Повелителю Тьмы, потому что разделяют его планы, идеи и интересы, а не потому, что их заставили. Вот пусть и ведут себя подобающим образом, проявляя энтузиазм, уважение к Повелителю и заинтересованность, а не поведение типа «ну что ему опять надо». Да, Вольдеморт – самая большая проблема фанона. И не потому, что он в оппозиции, а вот почему:
– Вы кроме Авады другие заклятия знаете? – спросил Малфой.
– Знаю, – гордо ответил Вольдеморт. – Круцио.
– Негусто, – пожал плечами Малфой. – И после этого вы считаете себя величайшим волшебником двадцатого столетия? (С) Ассиди
Убедите читателя, что Повелитель тьмы действительно крут. Традиционные приемы: пьянка, Авада, Круцио, групповое изнасилование – подойдут для зэка дяди Коли.
Не пишите «увернулся от Авады» или «уклонился от Круцио» – это как «от пули увернулся». Отразить Аваду можно, когда дерешься со школьником, у которого она вообще не получается, но не в дуэли с великовозрастным Жрецом смерти, забравшимся к вам в форточку. Блокировать Аваду на лету нереально.
Воскрешать Сириуса Блэка не запретишь. «Наверно, у него все же была где-то припрятана парочка крестражей» (С) Эльвира.
Люди, не путайте Азкабан со своей родной девятиэтажкой! Это вам в квартире слышен каждый вздох соседа, а Азкабан не наши строители строили, Ро писала его с замка Иф, и стены там толстые. Не могут зэки в Азкабане переговариваться через стенку. Не пишите: «Сириус сидел в тюрьме и слышал, как в соседней камере тихо плакал Барти Крауч».
Насчет дементором поцелованных – приходилось встречать фанфики, где эти поцелованные изображались в виде коматозников. И таким авторам я скажу: смерть есть вылет души из тела. Куда она после вылета девается – этим вопросом занимается религия, а не фанфикшн. Здесь ясно: душа пошла на пищу дементору, а без нее тело функционировать не может.
Не посылайте героя с Авадой на вампиров и зомби. Боггарты тоже не реагируют на джентльменский набор Империо_Круцио_Авада Кедавра. Насчет подверженности дементоров этим заклинаниям – честно говоря, сомневаюсь.
Бывают также и фанфики о встречах в загробной жизни: души покойников попадают на вокзал и должны сесть на Хогвартс-экспресс и куда-то уехать. Куда? Тут автору отказывает фантазия.

БАГАЖ ФИКРАЙТЕРА. Прочитайте минимум 500 фанфиков, чтоб не оказалось, что ваша блистательная идея уже 225 раз поюзана другими авторами. 500 фанфиков – это оптимальное количество для выяснения, что такое всеэссенция и кто такой Муди. Считается хорошим тоном ненавидеть росмэновский перевод. Так что не пишите: «Снегг положил в правый карман маховик времени, в левый – омут памяти, и трансгрессировал к Волан-де-Морту». Подробнее – в статье Плаксы Миртл «Интертрепация неологизмов»
Сохраняйте с форумов все информативные темки: у кого какая палка (полное имя, цвет глаз, имена родителей, день рождения, боггарт и патронус). Вас подвергнут глумлению, если где-то выложена эта информация, а у вас будет отсебятина. Сохраните темки «Заклинания» (в каноне и в фанфиках, многие авторы сами их придумывают). Запомните оценки Хогвартса (Превосходно, Выше Ожидаемого, Удовлетворительно, Слабо, Отвратительно, Тролль) и не заменяйте их русской пятибалльной шкалой или американскими оценками-буквами.
NB. И, конечно же, штудируйте другое фэнтези – не только Ро и фанфики по ней. Может, удастся найти среди нудных подражаний Толкиену и что-нибудь вдохновляющее.
Название – это идентификация вашего фанфика, чаще остающаяся в памяти читателя, чем ник автора, который может представлять бессмысленный набор латинских букв. Поэтому названию лучше быть на русском языке и соотноситься с сюжетом – отражать тему фанфика или субстантивированное определение героя. В идеале оно должно само по себе привлекать внимание. Та же ситуация, как и с бумажной литературой: сбегутся ли покупатели на книжный развал приобрести книжку под названием “If tomorrow comes”, «Еще рано», «Может быть», «Дождь»?

ФАНОН. На одном форуме некто задал очень хороший вопрос: «Что считать каноном? Книги? Или всё, что Ро сказала в чате, на сайте, в интервью, по пьяни и т.д.?» Не обязательно слепо следовать этим интервью, и тем более не стоит упрекать автора в незнании, что там Ро по ходу дела досочинила и высказала в чате. Ибо Ро тоже человек, и в ее творчестве тоже бывают ляпы. Например, смерть Повелителя тьмы в фанфиках бывает интереснее, чем у Ро.
Фанон – это штампы, клише, толпой народа переписываемые из фанфика в фанфик. Почему их лучше избегать? Потому, что это всё не ново, уже много раз было, а значит – не интересно.
Воспетая многими авторами дружба Снейпа с Люциусом вызывает глубокий скепсис. Я имею в виду именно дружбу, а не пэйринг люциснейп. Хронологические таблы и генеалогические древеса возвещают нам, что аристократ и грязнокровка не жили вместе 7 лет в одной комнате слизеринской общаги, поэтому: сомнительно любимое утверждение множества авторов, что Снейп кум Люциуса. Был бы у Малфоев кум грязнокровка, они бы не проявляли такой антагонизм к гражданам магловатого происхождения. Люциус познакомил Снейпа с Вольдемортом – а почему именно он? (И почему не наоборот?) Галломания Малфоев – откуда все это взяли?
Долохова и Каркарова делают эмигрантами из России, при том, что фамилии у них явно болгарские. (Каркаров, Киркоров, Домогаров – это болгарские.) Дурмштранг находится в России? Очень «русское» название. Возможно, дурмштранговцы ходят в шубах потому, что школа находится в Швеции или на Аляске.
Так же коробят многочисленные фанфики, где написано, что Снейп (Люциус, Белла, другие Жрецы) был завербован Вольдемортом еще в школе. Какую пользу Вольдеморту может принести школьник, учащийся в закрытом учебном заведении? И много ли он умеет? Когда пишете, дескать, «Повелитель тьмы научил Жрецов смерти многим магическим приемам», – придумайте, чему он их научил. А то не верится на слово. Аргументируйте любую вашу отсебятину. Не пишите следствие без причины.

НЖПы VS РЕДКИЕ КАНОНИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ. Уж сколько раз твердили миру – а все-равно продолжают нам рожать НЖПов – восхищайтесь. Меня, например, НЖПы отпугивают. Более стильно – вытащить из недр канона какую-нибудь мадам, о которой известна только фамилия (Милисента Булстроуд, Алекто Кэрроу – есть женщины в наших селеньях), и одарить альтернативной биографией. Хотя и с этим приемом нельзя перебарщивать: редкий персонаж (Вальпургия Блэк, Скорпиус Малфой) должен взаимодействовать с популярными. Иначе – рискуете потерять аудиторию.
Автор, пишущий про Времена Мародеров, сталкивается с проблемой катастрофической нехватки персонажей. Для PWP хватит самих мародеров + Снейпа (еще Эванс, если это гет). А вот если человечек замахивается на джен, да еще и миди... Тут у человечка два пути: либо населить фанфик толпами НМПов, что уменьшает художественные достоинства фанфика в количество раз, пропорциональное количеству НМПов, либо Снейпа подстарить, Беллу подмолодить. Недостатки первого пути ясны всем, кроме самих авторов, населяющих фики НМПами. Второй путь рискован для ваших нервов, ибо всегда найдутся буквоеды, напоминающие, что Белла старше Снейпа, которые автора без ножа зарежут за несоответствие хронологическим таблам и генеалогическим древесам. Не забудьте для них указать: АУ. И отбрыкивайтесь от них утверждением, что в семи томах Ро нам не писала, кто кого старше, ибо возрастное соотношение Жрецов смерти не приоритет в биографических перипетиях Гарри Поттера. Ибо Ро составляла эти таблы и древеса просто так, «от фонаря», а не для удобства фикрайтера Васи Пупкина, которому по сюжету надо, чтоб Люциус и Снейп были ровесниками.

ПУБЛИКАЦИЯ. Человечек пишет главу, не зная, что будет в следующей, выкладывает фанфик «в процессе» и ждет вдохновения. Граждане, это чревато. Может быть, вы в один пасмурный день охладеете к замыслу и забросите фик. Может быть, вы решите добавить новые эпизоды в уже выложенные главы. А чем чревато? Админ – человек, воображающий себя наместником бога в интернете. Ему может надоесть по 25 раз перевыкладывать ваш фанфик, и он прекратит реагировать на ваши воззвания. Фанфарик останется висеть на сайте в неудовлетворительном виде, а усовершенствованные главы не покинут пределов вашего компьютера. Чтобы избежать таких инцидентов, рекомендую не слать админам первую главу в вечер ее написания. Подождите, перечитайте, добавьте/удалите строчки. «С полплевка хороший снарри не напишешь» (С) Фиделия. И только когда вы почувствуете, что вам больше нечего сказать на предмет этого фанфика, и завтра тоже будет нечего сказать, и через месяц вам не взбредет на ум добавить в восьмую главу новый эпизод – тогда отправляйте админу письмо с архивом.
То же самое относится к Хогнету и форумам, где вы собственноручно вешаете фанфик. Сначала вы повесили черновой вариант, потом перевыложили – нет шансов, что читатель будет возвращаться-перечитывать ваш усовершенствованный шедевр.
Первые два-три фанфика – их, возможно, админ забракует. Или сразу удалит с форума. Бывают в жизни огорчения. Зато после «первого блина комом» вы набъете руку. Даже из забракованного/недописанного текста можно выудить удачный эпизод и найти ему место в другом фанфике.
Если фанфик безнадежно замер, и вам кажется, что вы больше не выродите ни строчки, – срочно скачайте пару дюжин фанфиков и штудируйте. Недельки через две мозг переработает информацию и выдаст проду вашего шедевра.

ОФОРМЛЕНИЕ. Грустно, девушки: диалоги либо занимают собой весь фик, либо их вообще нет. Не пишите фанфик одним сплошным диалогом без подписывания «сказал Снейп», «ответил Гарри». Диалоги начинаются с тире, а не с дефиса. Открываете окно "Найти и заменить" (Правка/Заменить...) и заменяете "- " (дефис, пробел) на "^= "(код тире, пробел).
Фанфик в форме пьесы – личное мое имхо – смотрится коряво. Либо же наблюдаем сплошной поток сознания героя, в коем диалоги истреблены как класс. И этот сплошной текст усеян многоточиями, чуть ли не после каждого слова по многоточию. Причем по правилам русского языка в многоточии всего три точки, а у доморощенных писателей количество точек – от четырех и больше. И не ставьте больше трех восклицательных знаков сразу.
Не надо ставить точку после каждого слова: «Он. Не. Должен. Этого. Знать.» Такие разорванные фразы уместны в диалоге (точки символизируют паузы), но в авторском тексте выглядят нелепо. Не выделяйте курсивом важные слова. Читатель может сохранить ваш фанфарик в txt, а там нет курсива. Для выделения важных слов лучше нажмите на CapsLock.
Избегайте субстантивированных определений «мужчина», «блондин», «слизеринец», «молодой колдун», «юная ведьма». Читатели и так знают, что Снейп не женщина, а Драко не брюнет. А вариации на тему «мальчик-который» выглядят коряво.
Не прибегайте к эпистолярному жанру – он считался устаревшим еще в 19 веке. Проще говоря, фанфик не должен состоять из одних только писем.
Беда не в том, что нам переводят в основном ПВП, а в том, что в русскоязычный фанфик просачиваются англицизмы – все эти «потерял контроль», «это заставило его улыбаться», «я могу видеть», «выпустил наружу свои чувства», «какая-то часть меня» и др. Еще отмечу такой прием стилизации: очень многие пытаются заменить религиозные междометия типа «боже мой!» на «о, Мерлин!», «черт побери!» на «дементор побери!» и др. От широкой распространенности эффект этого приема девальвировался. И нужно вставлять Мерлина во фразу, не нарушая ее. «Мерлин, Северус, вы об этом знали?!» – вот пример, когда Мерлин не к месту. Хотя бы нужно отделить Мерлина от Северуса не запятой, а восклицательным знаком.
Не все понимают разницу между драмой и ангстом. Ангст – фанфик, в котором ничего не происходит, только описываются негативные эмоции + секс. Драма – сюжетный фанфик, в котором герои корчатся под пытками, погибают, травмируются.
Не переписывайте из канона целые абзацы в фанфик. По идее, фанфик – это что-то новое, а не переписывание уже известного. То же самое относится к фанфикам, состоящим из канонических событий + эмоций Снейпа по этому поводу; к фикам, где Гарри попадает в прошлое и спасает родителей, предотвращает козни Жрецов... – скучно.
Не пишите в саммари: «Не судите строго, это мой первый фанфик». Все-равно будут строго судить, хоть первый, хоть двадцать первый.
Прямые обращения к читателям в тексте фика и внутренний голос автора (вдруг автор в скобках начинает рассуждать, как ей писать фик) выглядят неряшливо. Впечатление – как от человека, застегнутого не на ту пуговицу. Убираем свое яканье из текста.
POVы коварны. Может понадобиться описать события, в которых рассказчик не участвовал. Не пишите фрагментарных POVов (сначала от имени одного, потом от имени другого, потом авторским текстом) – такой фанфик похож на черновик, подлежащий переделыванию. Если же для сюжета жизненно необходимо рассказать о событиях, в которых не участвовал главный герой, – пишите их авторским текстом через три звездочки, но не упоминая о главном герое в третьем лице, + упомяните, кто рассказал об этом главному герою.

Граждане, если всё вышеперечисленное – не о вас и не о вашем фанфике, – то у вас есть шанс, что вас не обзовут аффтаром и цитаты из вашего произведения не растаскают на «перловку».

(с)Плакса Миртл, wwwsnapetales.com